Современный рынок car security - систем автомобильной безопасности и сервисных функций - представляет собой динамично развивающуюся высокотехнологичную среду, предлагающую владельцам автомобилей множество решений по обеспечению дополнительного комфорта, расширению сервисных функций, а также выполнению охранных сервисов. Даже по определению понятно, что множество решений способно выполнять соответствующий объем задач. Попробуем разобраться в этих множествах, задать конкретные вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.
Прежде всего, хотелось бы более или менее четко разделить две основные группы задач, стоящие перед решениями рынка car security. Исходя из самого названия - car security - к первой группе задач следует отнести противоугонные и охранные функции. Соответственно, ко второй (не по значимости, а произвольно, поскольку так получилось!) мы относим сервисные функции. Понятно, что комплекс противоугонных и охранных функций в большей степени соответствует названию рыночного сегмента car security, поскольку прямо отражает это в названии. Однако, на наш взгляд, комплекс сервисных функций с каждым днем стремительно набирает значимость, поскольку включает в себя широкий спектр возможностей по обеспечению дополнительного комфорта, сопутствующих сервисов, а также предоставления автовладельцу массы полезной дополнительной информации. Информация эта может включать в себя функционально-диагностические данные, данные о пройденном маршруте, геопозиционировании и так далее, в соответствии с широчайшими возможностями современных систем с экспертным набором сервисных и мониторинговых функций. Таким образом, соотношение охранных и сервисных возможностей современных систем сегодня практически уравнялось, а в перспективе мы ожидаем уверенный рост именно сервисной части решений, представленных на рынке car security. Впрочем, о перспективах чуть позже, а сейчас обратимся к проблематике.
СИЛА И СЛАБОСТЬ ЭЛЕКТРОНИКИ
В отличие от механических противоугонных средств, которых сейчас представлено достаточно много на рынке car security, электронные системы имеют одну общую особенность, которая свойственна им по определению. В плане реализации охранных сервисов внешняя (назовем её так, в отличие от штатной!) система просто обязана корректно взаимодействовать со штатной системой безопасности современного автомобиля. А возможности штатных систем на сегодняшний день трудно переоценить, поскольку автопроизводители давно уже не стоят на месте, в том числе и в аспектах безопасности. В этом отношении далеко не все решения, представленные на рынке, соответствуют заявленным возможностям. Корректное подключение внешних систем к штатным CAN-шинам, вот, пожалуй, одна из первых ступеней сужения круга производителей современных электронных систем безопасности. Заметим также, что грамотная реализация корректного «вторжения» в CAN- и LIN-интерфейсы современных автомобилей невозможна или существенно затруднена без интегрального подхода к построению охранно-сервисных систем, и здесь есть смысл сделать небольшое пояснение. Об интегральном подходе, реализованном в системах Pandora и Pandect, и пойдет речь в пояснении.
В основе интегрального подхода лежит максимальная интеграция продукта с наполнением систем все большим количеством функционала, без необходимости подключения дополнительных датчиков, модулей, устройств сопряжения и так далее. Интегральная платформа имеет возможность обновлять программное обеспечение системы и настраиваться целиком, одной программой с персонального компьютера без ошибок и сбоев, свойственных решениям, собранным на множестве модулей разных производителей.
Только на высокоинтегрированной платформе можно осуществить комплексную обработку возможных воздействий на автомобиль, поскольку любое событие в автомобиле сопровождается либо специфическими шумами в цепях электропитания, либо специфическими микровибрациями кузова, которые можно распознать, используя самообучаемые адаптивные алгоритмы обработки. Интегрированный подход позволяет добиться выдающихся результатов в работе с встроенными интегральными акселерометрами, сигналы которых обрабатываются в события «Удар», «Наклон», «Движение» или «Авария» и практически избавили владельцев охранных комплексов Pandora от ложных срабатываний.
Сегодня это мощнейший Фурье-анализ, позволяющий надежно отличать случайные и естественные причины воздействий на автомобиль от посягательств на него, или событий, угрожающих владельцу во время движения автомобиля.
Именно интегральный подход в решениях Pandora отличается использованием мощных 32-разрядных микроконтроллеров с тактовыми частотами уже в несколько сотен мегагерц, что, как минимум, в десятки раз мощнее самых близких технологических конкурентов по вычислительной мощности. Мощность служит повышению возможностей системы, повышению отказоустойчивости, улучшению технических характеристик при упрощении пользовательского интерфейса и упрощении процесса монтажа системы на современные автомобили.
Растущая популярность GSM-охранно-сервисных систем обеспечивает интегральному подходу дополнительные преимущества. Интегрированные GSM/GPRS-модемы комплексов Pandora управляются тем же контроллером, на котором работает и основной охранно-сервисный функционал системы, и потоковая обработка CAN-шин, и обработка многоосевых акселерометров. Это дает возможность не только наращивать функциональность, но и оптимально управлять режимами энергосбережения в разных режимах эксплуатации.
Интегральный подход позволяет гибко управлять и внутренними режимами самих GSM-модемов, обеспечивая дополнительную экономичность, а также режимами ограниченной функциональности, применение которых не влечет ощутимой задержки времени при необходимости экстренного сеанса связи. Между тем, проблема энергосбережения в охранных комплексах с применением GSM/GPRS и GPS/Глонасс сегодня обостряется применением автопроизводителями устройств контроля токов утечек. То есть, норма на потребление нештатного оборудования у некоторых автопроизводителей ограничивается несколькими десятками миллиампер в режиме охраны, и имеет устойчивый тренд к снижению этого порога.
Современные системы Pandora умеют организовывать свою работу так, чтобы не «раздражать» штатные системы контроля, не снижая при этом охранного и сервисного функционала. Именно поэтому на дорогих автомобилях, где реализованы устройства контроля токов утечек, сегодня чаще всего можно увидеть именно комплексы Pandora, работающие по индивидуальным алгоритмам энергосбережения.
Далее следует учесть преодоление одного из самых распространенных недостатков высокотехнологичных систем car security, использующих в качестве каналов связи с автовладельцем GPS/GSM/GPRS-каналы. Дело в том, что злоумышленники довольно оперативно отреагировали на расширение коммуникационных возможностей современных систем car security. Использование GPS/GMS/GPRS-каналов довольно быстро получило средство подавления в виде «глушилки». Еще два-три года назад устройства подобного рода были экзотикой, и достать их было весьма затруднительно, однако, технический прогресс, увы, не стоит на месте и портативную GPS/GSM-глушилку сейчас можно спокойно заказать в вездесущем Интернете. Так что же: противоядия нет? Есть. И это не что иное, как режим активной охраны.
Подобный режим реализован в одной из топовых систем Pandora, использующей в качестве дополнительных каналов коммуникаций интернет-серверы. Таким образом, даже если злоумышленники попытаются использовать специальную аппаратуру глушения сигнала GSM или GPS, владелец автомобиля оперативно получит уведомление на мобильный телефон от соответствующего интернет-сервиса. При постановке автомобиля под активную охрану интернет-сервис постоянно контролирует наличие GSM-связи с системой и в случае её пропадания незамедлительно оповестит владельца машины. Коммуникационные каналы интернет-сервиса обычной «глушилкой» не заглушишь, поскольку здесь используются принципиально иные технологии! Активная охрана - это еще и эффективное средство своевременного информирования владельца об изменении координат автомобиля. Даже если злоумышленники заблокируют каналы оповещения (RFM-433.92MHz и GSM) и предпримут попытку буксировки автомобиля - владелец получит оповещение об изменении координат автомобиля.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Не менее важным фактором, напрямую влияющим на уровень безопасности автомобиля, является качество установки охранно-сервисных систем. Во-первых, профессиональный установщик должен абсолютно четко знать и правильно выполнять эффективные способы блокировки работы двигателя автомобиля. Иначе, стандартные способы могут сыграть только на руку злоумышленникам. Эта работа достаточно трудоёмка и требует, в зависимости от способов и количества точек блокировки, от одного до четырёх часов. Понятно, что высокотехнологичные работы такого уровня могут быть квалифицированно организованы в профессиональной компании.
Во-вторых, квалифицированный специалист car security должен обеспечить максимальную маскировку и недосягаемость центрального блока охранной системы, особенно, реле блокировки. Как правило, для этого требуется частичная разборка передней панели и других элементов салона автомобиля. Заметим, что на эту работу в современных автомобилях требуется в среднем два часа! Основным принципом здесь является: подальше положишь - поближе возьмешь. Следует помнить, что центральный блок, а тем более, реле блокировки охранной системы, как минимум, не должны быть досягаемыми рукой через любой проем конструкций салона.
С целью маскировки монтажа и места нахождения элементов охранной системы, все используемые провода должны быть уложены в специальную гофрированную трубу, или штатные жгуты автомобиля и обвязаны заводской лентой или другой, совпадающей расцветки. Такая работа не менее трудоемка. Кроме указанной цели, это необходимо и для дальнейшего обслуживания электрооборудования автомобиля.
В-третьих, от качества монтажа охранной системы примерно на 50% зависит устойчивость автомобиля к угону и надежность его работы. Практика анализа попыток угона показывает, что никто из злоумышленников не пытается достать профессионально спрятанный центральный блок сигнализации. В этом случае предпринимаются попытки либо обойти блокировки с "внешней" стороны, либо обесточить охранную систему в надежде на активную блокировку. При попытке угона, в первую очередь ломается то, что доступно снаружи автомобиля и непосредственно из салона. Именно поэтому все электрические цепи, идущие от охранной системы к внешним элементам звуковой или световой сигнализации, должны быть защищены предохранителями с током отключения меньше, чем у предохранителя цепи питания центрального блока. В противном случае, короткое замыкание лампы через разбитый или проколотый фонарь автомобиля, может вывести из строя практически любую импортную сигнализацию и тогда машина действительно "уйдёт без звука".
Косвенным показателем качества монтажа охранно-сервисных систем может служить его продолжительность и стоимость. Продолжительность качественной установки сигнализации (имеется в виду без центральных замков, музыки и т.п.) для современных автомобилей может лежать в пределах от 4 до 12 часов, а то и более. Если в сервисе обещают сделать автомобиль за час, это явный признак того, что монтаж будет явно неполноценным.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Четким трендом стала растущая популярность микросистем, объединяющих в себе революционно миниатюрные размеры в гармоничном сочетании с инновационным функционалом. Типичным представителем является slave-система Pandect X-1000. Slave-системы в сегменте автомобильных сигнализациях - это охранные или охранно-сервисные системы, которые ставятся и снимаются с охраны с помощью штатного брелока транспортного средства. При этом у владельца транспортного средства нет лишних брелоков для управления автосигнализацией, поскольку все управляется штатным автомобильным ключом. Slave-системы довольно быстро завоевали популярность у автовладельцев, в силу того, что большинство современных транспортных средств оборудуются штатной автосигнализацией, а постоянно иметь при себе несколько брелоков не очень-то удобно. Корректная установка slave-системы позволяет автовладельцу избавиться от лишних брелоков на ключах, в тоже время сохранить все функции, реализуемые со штатного ключа, а довольно часто, и значительно их преумножить.
При этом еще одним из свершившихся трендов уходящего 2014 года стал четко выраженный отказ от взламываемых систем китайских производителей. Преимущества российских производителей сигнализаций стали настолько очевидными, что доля рынка таких производителей как Pandora и Стар Лайн cоставила, в совокупности, не менее 70% продаваемого оборудования в сегменте car security.